Старшая группа
5-6 лет

Старшая группа

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я».

В этот период ребенок в общении со взрослым особенно нуждается в уважении, дети становятся особенно обидчивыми, если к ним не прислушиваются. Потребность ребенка в общении со взрослым определяется направленностью на сопереживание и взаимопонимание, его стремлением к общности во взглядах. В поведении это может проявляться в феномене большого количества жалоб: ребенок жалуется, указывая на сверстника — нарушителя требований взрослого (при этом он не хочет наказания другого ребенка, но искренне ждет от взрослого оценки его поведения, чтобы убедиться в том, что правило есть и оно действует). Жалоба — это просьба подтвердить или опровергнуть правило, форма знакомства с правилами поведения.

 

В этом возрасте хорошо развиты механическая память и эйдетическая – восстановление в памяти зрительного образа увиденного; постепенно формируется смысловая память. Память объединяется с речью и мышлением и начинает приобретать интеллектуальный характер. Наряду с игрой продолжают развиваться продуктивные виды деятельности. Впервые в этом возрасте существенную роль начинают играть элементы таких видов деятельности, как труд и учение. Особенно важное значение имеет управление своим поведением для создания предпосылок учебной деятельности. 

Продолжается сенсорное развитие, совершенствуются различные виды ощущения, восприятия, наглядных представлений, повышается острота зрения и точность цветовосприятия, развивается фонематический слух, возрастает точность оценки веса предметов.  

Цели и задачи курса

Окружающий мир

В старшей группе педагоги продолжают расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Масленица и т. д.). Воспитывать любовь к Родине. Расширять представления о родном крае, городе, селе. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире. Формировать начала экологической культуры. Развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

Развитие познавательных процессов.

Познание окружающего мира   возможно за счет наличия у детей  психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения).  Развитие познавательных способностей старших дошкольников опирается на естественную детскую потребность исследовать и открывать новое, формулировать свежие идеи, самостоятельно добывать знания.    Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать.

В этом возрасте восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. У него формируются представления о разновидностях каждого свойства, он учится пользоваться ими  для анализа и выделения свойств различных предметов в различных ситуациях.

 

Развитие речи

 Продолжается активное освоении речи, увеличиваете словарный запас. Ребёнок постепенно становится собеседником взрослого – речь из контекстной (когда ребёнок был в состоянии описать событие без его непосредственного восприятия) переходит в связную. Задача педагога –  совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи (дети связно и последовательно без помощи взрослого пересказывают  литературные произведения, самостоятельно составляют небольшие рассказы о предмете, по картинкам, по плану, истории из личного опыта) . Учить детей отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу, использовать в речи прилагательные и наречия, характеризующие признаки предметов и отношения людей, слова со сходными значениями. Правильно употреблять части речи. В предложении согласовывать  существительные с числительными, прилагательными, учить пользоваться прямой и косвенный речью. Производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

Формирование элементарных математических представлений.

Мышление объединяется с речью и памятью, ребёнок становится способным рассуждать. Формируются действия моделирования: ребёнок способен разложить предметы на эталоны – форму, цвет, величину.

Сравнение предметов и групп предметов.

Совершенствовать умение выделять группы предметов или фигур обладающих общим свойством, выделять части группы, выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и их групп.Развивать умение объединять группы предметов, разбивать на части по какому-либо признаку, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.Развивать умение обозначать свойства фигур с помощью знаков.Формировать первичные представления о равных/ не равных группах предметов, умение записывать отношения между ними с помощью знаков, отвечать на вопрос «На сколько больше?», «На сколько меньше?».

Количество и счёт

Развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, соотносить запись чисел от одного до 10 с количеством.

Тренировать умение правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

Формировать представление о числе 0, умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.

Формировать первичные представления о сложении и вычитании групп предметов, умение использовать знаки плюс и минус для записи сложения и вычитания.

Формировать первичный опыт составления по картинкам простейших (в одно действие) задач на сложение и вычитание и умение решать задачу в пределах 10.

Величины

Формировать первичные представления об измерениях длины, высоты предметов с помощью условной мерки.

Формировать первичные представления о непосредственном сравнении сосудов по объему; об измерении объема сосудов с помощью условный мерки.

Геометрические формы

Расширять и уточнять представления о геометрических фигурах:

плоских – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал;

объемных – шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида;

закреплять умение узнавать и называть эти фигуры, находить сходные формы в окружающей обстановке.

Пространственно – временные представления

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, верхнем правом (в нижнем левом) углу, посередине, внутри, снаружи), выражать в речи местонахождение предмета.

Закреплять умение называть части суток, последовательность дней в неделе.

Обучение чтению

  • Научить чтению складов и отдельных слов из 4 – 6 букв .
  • Научить распознаванию отдельных слов.
  • Запомнить несколько детских стихов с акцентированием ритма.
  • Расширить словарный запас.
  • Отрабатывать правильное произношение.
  • Развивать мелкую моторику пальчиков.