Подготовительная к школе группа
Этот период жизни считается очень чувствительным в сфере воспитания моральных качеств ребенка: формируются такие качества как заботливость, активное отношение к происходящему вокруг. И как следствие, возникает преобладание общественно значимых мотивов над личными. Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины. Сверстник начинает занимать центральное место в системе межличностных отношений, выступая в качестве основного «мерила» правомерности поведения.
Знания детей приобретают обобщенный характер, что способствует
возникновению первых понятий.
Цели и задачи курса:
Окружающий мир:
Формировать первоначальные представления о космосе, о Земле как планете Солнечной системы.
• Расширять представления детей о времени, учить ориентироваться по дням недели, понимать соотнесенность месяцев и времен года.
Продолжать формировать представления детей о более отдаленном от них пространстве, о родной стране, ее символике (флаг, герб, гимн), достопримечательностях, народах, ее населяющих; знакомить с образом жизни людей в других климатических зонах, других странах, рассказывать, чем они знамениты.
• Учить детей ориентироваться на карте страны, мира, глобусе; находить место, где они живут.
• Продолжать формировать у детей первые представления о целостности природы и о взаимосвязях ее компонентов: о связи животных, растений между собой и с различными средами, о том, что на разных континентах обитают как разные, так и сходные живые организмы; о приспособленности животных и растений к разным условиям местообитания, о единстве и целостности природы Земли, о взаимоотношениях человека и природы.
• Формировать у детей элементарные представления о круговоротах в природе (вода никуда не исчезает, а «ходит» по кругу, опавшие листья перегнивают и обогащают почву).
Знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов, с их потребностью в пище, свете, тепле, воде и других экологических факторах; со свойствами объектов неживой природы (песка, глины, камней, воздуха, воды).
• Знакомить детей со свойствами воды, воздуха: с причинно-следственными связями (густая шерсть и толстый слой жира помогают выжить животным в условиях холода; растения с толстыми мясистыми листьями, как правило, обитают в условиях отсутствия влаги; загрязнение водоемов, вырубка леса приводят к гибели их обитателей и т.п.).
Формирование элементарных математических представлений
Сравнение предметов и групп предметов
• Совершенствовать умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и их групп, объединять группы предметов, разбивать их на части по заданному признаку.
• Формировать опыт установления взаимосвязи между частью и целым.
Количество и счет
• Закреплять умение строить графические модели чисел в пределах 10, называть для каждого предыдущее и последующее числа, сравнивать рядом стоящие числа.
• Тренировать умение на наглядной основе сравнивать числа, записывать результат сравнения с помощью знаков = и ≠, < и >, устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого.
• Формировать первичное представление о составе чисел первого десятка.
• Продолжать развивать умение решать на наглядной основе простые (в одно действие) задачи на сложение и вычитание (в пределах 10).При этом применяются различные модели: предметные, графические (рисунки, схемы), словесные и математические (числовые выражения).
Совершенствуется умение детей считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; соотносить запись числа (в пределах 10) с количеством предметов.
Особое внимание уделяется формированию у детей понимания обобщенного, абстрактного характера числа и опыта использования различных символов для обозначения количества предметов, сравнения групп предметов по количеству, используя символы.
Величины
• Закреплять умение измерять длину (высоту, ширину) и объем (вместимость) с помощью мерки.
• Формировать элементарные представления о способах непосредственного сравнения массы и способах ее измерения с помощью мерки.
• Формировать первичные представления о зависимости результатов измерения площади и массы от величины мерки и о необходимости единой мерки при сравнении величин.
• Познакомить с общепринятыми единицами измерения величин (сантиметром, литром, килограммом).
Геометрические формы
• Развивать имеющиеся у детей представления о плоских и объемных геометрических фигурах и их элементах. Формировать первичные представления о многоугольнике, параллелепипеде (коробке) и их элементах; развивать умение находить предметы данной формы в окружающей обстановке.
Формировать опыт пользования часами (в элементарных случаях) для определения времени.
Развитие речи
В подготовительной к школе группе совершенствуется произношение звуков, особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких).
Продолжается развитие звукового анализа слова, т.е. умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги, делать ударение. Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее
элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко используются скороговорки, чистоговорки, потешки.
В подготовительной группе продолжаются обогащение, закрепление и активизация словаря. Проводится работа над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов), а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.
Работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями. Продолжается также работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, даются сочетания с несклоняемыми существительными (пошел в новом пальто; играл на пианино); предлагается образовать степень прилагательного (умный – умнее; добрый – добрее); даются задания с помощью суффиксов изменить значение слова, придав ему другой смысловой оттенок (злой – злющий; толстый –толстенный; полный – полноватый).
Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов.
В развитии связной речи на первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания. Дети должны осмысленно анализировать структуру любого высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), как раскрываются микротемы, имеется ли завершение (конец).
Художественное чтение
К 6-7 годам круг детского чтения значительно расширяется. Детей знакомят с наиболее известными авторами детской литературы, читают их произведения, помогают заметить характерные для каждого писателя
особенности. Дети знакомятся с произведениями разных литературных жанров (сказками, рассказами, стихотворениями, произведениями устного народного творчества), их художественными достоинствами, учатся понимать значение образных выражений и целесообразность их использования в тексте.
Обучение чтению
Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита. Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мозаики, навыков печатания, лепки букв из пластилина.
Закрепление умения трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы.
Совершенствование навыка осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
Закрепление знания уже известных детям правил правописания.
Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания (написание ча—ща с буквой А, чу—щу с буквой У).
Формирование навыка разгадывания ребусов, решения кроссвордов.